1. |
Наименование практики |
«Служба экстренного реагирования» |
2. |
Контактные данные организаций, реализующих практику; |
Название учреждения- Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Братска» Сайт учреждения-https://bratsk-cpd.ru/ Телефон учреждения-(3953) 37-10-61 Электронная почта учреждения-detdom.bratsk@rambler.ru Контактное лицо- зам. директора по реабилитационно-воспитательной работе Ткач Светлана Геннадьевна |
3. |
Соисполнители проекта*[1] |
Название учреждения- Отдел опеки и попечительства граждан по городу Братску Межрайонного управления № 7 Сайт учреждения-http://opekabratsk.my1.ru/ Телефон учреждения (3953) 41-60-68 Электронная почта учреждения- bratsk-opeka@sobes.admirk.ru Контактное лицо- Заместитель начальника управления отдела опеки и попечительства граждан по г. Братску Яковенко Елена Павловна |
4. |
ФИО и должности исполнителей, реализующих практику |
Макрушина Ольга Александровна, специалист по социальной работе Горегляд Ирина Олеговна, специалист по социальной работе |
5. |
Проблематика и актуальность практики
|
Главная функция семьи – произвести на свет и вырастить детей. Причем, вырастить их здоровыми, всесторонне развитыми, счастливыми. Для этого совершенно необходимо, чтобы отношения в семье были гармоничными, основывались на любви, взаимопомощи и взаимоуважении. Поскольку именно от семьи, главным образом, зависит, какой сформируется личность ребенка, что привнесет он в жизнь. Как правило, экономическая нестабильность общества, материальные и бытовые проблемы, потеря работы, поиски дополнительных источников дохода, закредитованность, влияние асоциальных групп, социальная дезадаптация, информационная перегрузка и многое другое приводят к социальному напряжению в семье, к конфликтам. С применением данной практики в семьях решаются следующие вопросы: экстренное реагирование на сигналы о жестоком обращении с ребенком (детьми), оставление ребенка в опасности, о ребенка, ставшем жертвой насилия; оказание экстренной психолого-педагогической и социальной помощи ребенку (детям), родителям (законным представителям) Год начала реализации практики-2020 г. |
6. |
Ценностные ориентиры практики |
Общеизвестен факт, что из всех категорий населения, которые подвергаются различным видам насилия и попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью, ведущее место занимают в основном женщины и несовершеннолетние дети. В этой ситуации конечно же необходимо вмешаться специалистам: организовать выезд в семью, изучить обстановку и собрать необходимую информацию. Деятельность специалиста службы экстренного реагирования относится к напряженным видам человеческой деятельности. Одной из важных её особенностей является подверженность специалиста стрессу как следствию необходимости адекватного и своевременного принятия решения, зачастую в условиях неопределенности поступившей информации и дефицита времени, что особенно характерно при развитии различного рода экстремальных, нестандартных ситуаций. Требуются эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях, повышенное чувство, (а не просто понимание), ответственности. Важны деловитость, способность самостоятельно работать иногда при ограниченных контактах с коллегами, аккуратность и добросовестность. При работе с техникой требуется дисциплинированность, предельная собранность, осторожность, решительность в сложных ситуациях, стремление к постоянному совершенствованию знаний, умений. |
7. |
Основные целевые группы, на которые направлена практика |
Семьи, в которых выявлены обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетними детьми, ненадлежащие исполнение родителями (одним родителем) своих обязанностей в отношении несовершеннолетних. Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеющей несовершеннолетних детей с различными формами и степенью дезадаптации. |
8. |
Цель и задачи практики
|
Цель деятельности службы – осуществление отдельного полномочия органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства. Основными задачами деятельности Службы являются: 1.осуществление переданного полномочия органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства на основании распоряжения Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 14 мая 2019 года № 53-166/19-мр «О передаче отдельных полномочий органа опеки и попечительства организациям, оказывающим социальные услуги»; 2.экстренное реагирование на сигналы о жестоком обращении с ребенком (детьми), оставлении ребенка в опасности, о ребенке, ставшем жертвой насилия; 3. оказание экстренной психолого-педагогической и социальной помощи ребенку (детям), родителям (законным представителям); 4. проведение обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи; 5. осуществление межведомственного взаимодействия с органами опеки и попечительства граждан по г. Братску, районными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Братска, органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. |
9. |
Содержание практики |
Служба экстренного реагирования предполагает возможность оперативного реагирования социальных педагогов, психологов, специалистов по социальной работе. Выезды специалистов Службы осуществляется на основе телефонных, устных или письменных обращений юридических и физических лиц. Кроме оказания практической помощи семьям, специалисты Службы могут предоставлять информацию в компетентные органы и учреждения системы профилактики семейного неблагополучия для совместного осуществления социального и/или правового сопровождения семей. |
10. |
Описание механизма реализации. |
Семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, оказывается экстренная помощь на дому. Оператор Службы, приняв сигнал «SOS» (телефонные, устные, письменные обращения юр. и физ. лиц), передает информацию специалистам Службы, которые выясняют и анализируют создавшуюся ситуацию, проводят социальное консультирование по телефону, осуществляют выезд по месту проживания семьи для выявления и принятия экстренных мер по оказанию помощи семье и детям в соответствии с возложенными полномочиями (оказание срочных услуг, психологической, доврачебной, юридической, информационно-консультативной и иной помощи), обсуждают с семьей результативность принятых мер, помогают в планировании дальнейших действий, оказывают помощь в мобилизации ресурсов семьи и ее окружения для разрешения проблемы. Служба в своей деятельности руководствуются: - Конституцией Российской Федерации; - Конвенцией ООН о правах ребенка; - "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ; - Федеральным законом № 48-ФЗ от 24.04.2008 г. «Об опеки и попечительстве»; - Федеральным законом № 120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; - Приказом Минпросвещения России от 10.01.2019 N 4 "О реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан"; - Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2015 г. N 101 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей"; - Распоряжением Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 14 мая 2019 года № 53-166/19-мр «О передаче отдельных полномочий органа опеки и попечительства организациям, оказывающим социальные услуги»; - Иными нормативными документами Российской Федерации и законодательными актами Иркутской области в сфере социального обслуживания населения и семейной политике; - Правилами внутреннего трудового распорядка; - Уставом Учреждения; - настоящим Положением «О службе экстренного реагирования»; - приказами и распоряжениями директора Учреждения; - должностными инструкциями. |
11. |
Организационная и управленческая модель |
Данная практика в учреждении апробируется на основании Положения «О службе экстренного реагирования» Служба формируется в соответствии с штатным расписанием, утвержденным приказом директора Учреждения. Распорядок работы Службы устанавливается на основании правил внутреннего распорядка Учреждения. Права и обязанности сотрудников определяются должностными инструкциями и локальными нормативными актами. Поступившая информация регистрируется в журнале устных и письменных обращений граждан и организаций, содержащих сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, и ненадлежащем исполнении родительских обязанностей; Не позднее трех рабочих дней, со дня поступления обращения, Служба организует выезд, проводит обследование условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи. Акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи оформляется в течение трех рабочих дней со дня проведения обследования, подписывается проводившим обследование специалистом и утверждается директором Учреждения. Экземпляр акта обследования в течение одного рабочего дня, следующего за днем его утверждения, направляется в орган опеки и попечительства граждан по г. Братску, а также в заинтересованные органы и учреждения. Копия акта обследования, направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение трех рабочих дней со дня утверждения акта обследования при наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей (законных представителей) ребенка; При выявлении по результатам обследования обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, Учреждение обязано в течение одного рабочего дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в орган опеки и попечительства граждан по г. Братску
|
12 |
Ресурсы, задействованные в реализации практики (проекта); |
Информационно-методические: Информация о работе Службы экстренного реагирования освещается на сайте Учреждения. Материальные: 1. Многофункциональный принтер (копир, скан, принтер) 2. Ноутбук Кадровые: Локтева Екатерина Николаевна- заведующий отделением помощи семье и детям, высшее образование («Восточно-Сибирский государственный технологический университет») Макрушина Ольга Александровна-специалист по социальной работе, высшее образование («Братский государственный университет»), «Учебно-методический центр» («Организация, управление и администрирование в социальной работе») Горегляд Ирина Олеговна- специалист по социальной работе, среднее профессиональное образование (ГБПОУ «Братский педагогический колледж»), «Учебно-методический центр» («Организация, управление и администрирование в социальной работе»)
Социальные партнеры: Отдел опеки и попечительства граждан по городу Братску Межрайонного управления № 7 |
13 |
Показатели результативности практики |
Данная практика апробируется в Учреждении с 01.04.2020 г. В 2022г. осуществлено 326 выездов в рамках экстренного реагирования, составлено акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи 374, из которых 77- несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей. Специалисты при каждом посещении семей, в которых имеются сообщения о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей, дают рекомендации, в актах прописывают сроки выполнения данных рекомендаций, акты рассылаются в субъекты профилактики, комиссии по делам несовершеннолетних для осуществления взаимодействия. При необходимости в случаях получения информации о фактах жестокого обращения в семью выезжает педагог-психолог. Оказывается содействие в ремонтных работах, в предоставлении защитных средств, б/у вещей и т.д. (Приложение- фото1-4)
|
14 |
Оценка благополучателей* [2] |
10.09.2021 г. от гр. Екатерина Владимировна Г. – «Хочу выразить большую благодарность специалистам отделения помощи семьи и детям за предоставление помощи моему сыну в приготовлении к школе. А также, за помощь мне в постановке на очередь в Центр занятости для официального трудоустройства. Спасибо всем специалистам отделения». 08.09.2022 г. от Ольга Васильевна Г.- «Благодарю отделение помощи семьи и детям за предоставление медицинских масок мне и моей семьи в период пандемии, а также большое спасибо социальному педагогу Ольги Анатольевны за то, что в режим самоизоляции всегда была на связи и консультировала меня по всем возникающим вопросам». |
15 |
Кейсы |
18.03.2022 года Отдел опеки и попечительства граждан по городу Братску Межрайонного управления № 7 направил информацию в ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Братска» о ненадлежащем исполнении своих родительских обязанностей гражданке Виктории Вячеславовны К. 18.03.2020 г. специалистами отделения помощи семьи и детям был совершен выезд в данную семью. В ходе проведения условий жизни несовершеннолетнего, матери было рекомендовано обратиться в ОГКУ «Центр занятости населения» для официального трудоустройства в срок до 01.04.2020 г.; рекомендовано обратиться в МФЦ «Мои документы» для оформления мер социальной поддержке в срок до 25.03.2020 г. 03.04.2020 г. специалистами отделения помощи семьи и детям было повторно совершено посещение семьи для проверки выполнения рекомендаций. В ходе посещения семьи было выявлено положительная динамика в семье, Виктория Вячеславовна выполнила все рекомендации специалистов. 15.07.2022 г. Отдел опеки и попечительства граждан по городу Братску Межрайонного управления № 7 направил информацию в ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Братска» о ненадлежащем исполнении своих родительских обязанностей гражданке Елены Викторовны И. 16.07.2020 г. специалистами отделения помощи семьи и детям был совершен выезд в данную семью. В ходе проведения условий жизни несовершеннолетнего, матери было рекомендовано обратиться ОГУЗ БО ПНД для прохождения лечения от алкогольной зависимости в срок до 24.07.2022 года; также рекомендовано сделать косметический ремонт в комнате несовершеннолетнего до 24.07.2022 г. 27.07.2020 г. специалистами отделения помощи семьи и детям было повторно совершено посещение семьи для проверки выполнения рекомендаций. В ходе посещения семьи было выявлено положительная динамика в семье, Елена Викторовна выполнила все рекомендации специалистов. Предоставила справку о прохождении лечения от алкогольной зависимости. |
16 |
Независимая оценка* |
- |
17 |
Рекомендации для желающих реализовать данную практику; |
1. Поддерживать связь с органами системы профилактики, для своевременного оказания консультативной помощи семье. 4. Привлекать к работе при необходимости сотрудников школ, социального педагога, педагога-психолога центра |
[1] Данный показатель применяется при наличии соисполнителей, работающих вместе с вами над реализацией практики
[2] Данный показатель описания применяется при реализации практики более одного года