1.
|
Наименование практики
|
«Служба экстренного реагирования»
|
2.
|
Контактные данные организаций, реализующих практику;
|
Название учреждения-
Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Братска»
Сайт учреждения-https://bratsk-cpd.ru/
Телефон учреждения-(3953) 37-10-61
Электронная почта учреждения-detdom.bratsk@rambler.ru
Контактное лицо-
зам. директора по реабилитационно-воспитательной работе Ткач Светлана Геннадьевна
|
3.
|
Соисполнители проекта*[1]
|
Название учреждения-
Отдел опеки и попечительства граждан по городу Братску Межрайонного управления
№ 7
Сайт учреждения-http://opekabratsk.my1.ru/
Телефон учреждения (3953) 41-60-68
Электронная почта учреждения-
bratsk-opeka@sobes.admirk.ru
Контактное лицо-
Заместитель начальника управления отдела опеки и попечительства граждан по г. Братску
Яковенко Елена Павловна
|
4.
|
ФИО и должности исполнителей, реализующих практику
|
Макрушина Ольга Александровна, специалист по социальной работе
Горегляд Ирина Олеговна, специалист по социальной работе
|
5.
|
Проблематика и актуальность практики
|
Главная функция семьи – произвести на
свет и вырастить детей. Причем, вырастить их здоровыми, всесторонне развитыми, счастливыми. Для этого совершенно необходимо, чтобы отношения в семье были
гармоничными, основывались на любви, взаимопомощи и взаимоуважении. Поскольку именно от семьи, главным образом, зависит,
какой сформируется личность ребенка, что
привнесет он в жизнь.
Как правило, экономическая нестабильность общества, материальные и бытовые
проблемы, потеря работы, поиски дополнительных источников дохода, закредитованность, влияние асоциальных групп, социальная дезадаптация, информационная перегрузка и многое другое приводят к социальному напряжению в семье, к конфликтам.
С применением данной практики в семьях решаются следующие вопросы: экстренное реагирование на сигналы о жестоком обращении с ребенком (детьми), оставление ребенка в опасности, о ребенка, ставшем жертвой насилия; оказание экстренной психолого-педагогической и социальной помощи ребенку (детям), родителям (законным представителям)
Год начала реализации практики-2020 г.
|
6.
|
Ценностные ориентиры практики
|
Общеизвестен факт, что из всех категорий населения, которые подвергаются различным видам насилия и попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью, ведущее место занимают в основном женщины и несовершеннолетние дети.
В этой ситуации конечно же необходимо вмешаться специалистам: организовать выезд в семью, изучить обстановку и собрать необходимую информацию.
Деятельность специалиста службы экстренного реагирования относится к напряженным видам человеческой деятельности. Одной из важных её особенностей является подверженность специалиста стрессу как следствию необходимости адекватного и своевременного принятия решения, зачастую в условиях неопределенности поступившей информации и дефицита времени, что особенно характерно при развитии различного рода экстремальных, нестандартных ситуаций. Требуются эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях, повышенное чувство, (а не просто понимание), ответственности. Важны деловитость, способность самостоятельно работать иногда при ограниченных контактах с коллегами, аккуратность и добросовестность. При работе с техникой требуется дисциплинированность, предельная собранность, осторожность, решительность в сложных ситуациях, стремление к постоянному совершенствованию знаний, умений.
|
7.
|
Основные целевые группы, на которые направлена практика
|
Семьи, в которых выявлены обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетними детьми, ненадлежащие исполнение родителями (одним родителем) своих обязанностей в отношении несовершеннолетних. Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеющей несовершеннолетних детей с различными формами и степенью дезадаптации.
|
8.
|
Цель и задачи практики
|
Цель деятельности службы – осуществление отдельного полномочия органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства.
Основными задачами деятельности Службы являются:
1.осуществление переданного полномочия органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства на основании распоряжения Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 14 мая 2019 года № 53-166/19-мр «О передаче отдельных полномочий органа опеки и попечительства организациям, оказывающим социальные услуги»;
2.экстренное реагирование на сигналы о жестоком обращении с ребенком (детьми), оставлении ребенка в опасности, о ребенке, ставшем жертвой насилия;
3. оказание экстренной психолого-педагогической и социальной помощи ребенку (детям), родителям (законным представителям);
4. проведение обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи;
5. осуществление межведомственного взаимодействия с органами опеки и попечительства граждан по г. Братску, районными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Братска, органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
|
9.
|
Содержание практики
|
Служба экстренного реагирования предполагает возможность оперативного реагирования социальных педагогов, психологов, специалистов по социальной работе.
Выезды специалистов Службы осуществляется на основе телефонных, устных или письменных обращений юридических и физических лиц. Кроме оказания практической помощи семьям, специалисты Службы могут предоставлять информацию в компетентные органы и учреждения системы профилактики семейного неблагополучия для совместного осуществления социального и/или правового сопровождения семей.
|
10.
|
Описание механизма реализации.
|
Семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, оказывается экстренная помощь на дому. Оператор Службы, приняв сигнал «SOS» (телефонные, устные, письменные обращения юр. и физ. лиц), передает информацию специалистам Службы, которые выясняют и анализируют создавшуюся ситуацию, проводят социальное консультирование по телефону, осуществляют выезд по месту проживания семьи для выявления и принятия экстренных мер по оказанию помощи семье и детям в соответствии с возложенными полномочиями (оказание срочных услуг, психологической, доврачебной, юридической, информационно-консультативной и иной помощи), обсуждают с семьей результативность принятых мер, помогают в планировании дальнейших действий, оказывают помощь в мобилизации ресурсов семьи и ее окружения для разрешения проблемы.
Служба в своей деятельности руководствуются:
- Конституцией Российской Федерации;
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ;
- Федеральным законом № 48-ФЗ от 24.04.2008 г. «Об опеки и попечительстве»;
- Федеральным законом № 120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Приказом Минпросвещения России от 10.01.2019 N 4 "О реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан";
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2015 г. N 101
"Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей";
- Распоряжением Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 14 мая 2019 года № 53-166/19-мр «О передаче отдельных полномочий органа опеки и попечительства организациям, оказывающим социальные услуги»;
- Иными нормативными документами Российской Федерации и законодательными актами Иркутской области в сфере социального обслуживания населения и семейной политике;
- Правилами внутреннего трудового распорядка;
- Уставом Учреждения;
- настоящим Положением «О службе экстренного реагирования»;
- приказами и распоряжениями директора Учреждения;
- должностными инструкциями.
|
11.
|
Организационная и управленческая модель
|
Данная практика в учреждении апробируется на основании Положения «О службе экстренного реагирования»
Служба формируется в соответствии с штатным расписанием, утвержденным приказом директора Учреждения.
Распорядок работы Службы устанавливается на основании правил внутреннего распорядка Учреждения.
Права и обязанности сотрудников определяются должностными инструкциями и локальными нормативными актами.
Поступившая информация регистрируется в журнале устных и письменных обращений граждан и организаций, содержащих сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, и ненадлежащем исполнении родительских обязанностей;
Не позднее трех рабочих дней, со дня поступления обращения, Служба организует выезд, проводит обследование условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи. Акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи оформляется в течение трех рабочих дней со дня проведения обследования, подписывается проводившим обследование специалистом и утверждается директором Учреждения.
Экземпляр акта обследования в течение одного рабочего дня, следующего за днем его утверждения, направляется в орган опеки и попечительства граждан по г. Братску, а также в заинтересованные органы и учреждения. Копия акта обследования, направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение трех рабочих дней со дня утверждения акта обследования при наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей (законных представителей) ребенка;
При выявлении по результатам обследования обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, Учреждение обязано в течение одного рабочего дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в орган опеки и попечительства граждан по г. Братску
|
12
|
Ресурсы, задействованные в реализации практики (проекта);
|
Информационно-методические: Информация о работе Службы экстренного реагирования освещается на сайте Учреждения.
Материальные:
1. Многофункциональный принтер (копир, скан, принтер)
2. Ноутбук
Кадровые:
Локтева Екатерина Николаевна- заведующий отделением помощи семье и детям, высшее образование («Восточно-Сибирский государственный технологический университет»)
Макрушина Ольга Александровна-специалист по социальной работе, высшее образование («Братский государственный университет»), «Учебно-методический центр» («Организация, управление и администрирование в социальной работе»)
Горегляд Ирина Олеговна- специалист по социальной работе, среднее профессиональное образование (ГБПОУ «Братский педагогический колледж»), «Учебно-методический центр» («Организация, управление и администрирование в социальной работе»)
Социальные партнеры:
Отдел опеки и попечительства граждан по городу Братску Межрайонного управления
№ 7
|
13
|
Показатели результативности практики
|
Данная практика апробируется в Учреждении с 01.04.2020 г.
В 2022г. осуществлено 326 выездов в рамках экстренного реагирования, составлено акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи 374, из которых 77- несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей. Специалисты при каждом посещении семей, в которых имеются сообщения о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей, дают рекомендации, в актах прописывают сроки выполнения данных рекомендаций, акты рассылаются в субъекты профилактики, комиссии по делам несовершеннолетних для осуществления взаимодействия. При необходимости в случаях получения информации о фактах жестокого обращения в семью выезжает педагог-психолог.
Оказывается содействие в ремонтных работах, в предоставлении защитных средств, б/у вещей и т.д. (Приложение- фото1-4)
|
14
|
Оценка благополучателей* [2]
|
10.09.2021 г. от гр. Екатерина Владимировна Г. – «Хочу выразить большую благодарность специалистам отделения помощи семьи и детям за предоставление помощи моему сыну в приготовлении к школе. А также, за помощь мне в постановке на очередь в Центр занятости для официального трудоустройства. Спасибо всем специалистам отделения».
08.09.2022 г. от Ольга Васильевна Г.- «Благодарю отделение помощи семьи и детям за предоставление медицинских масок мне и моей семьи в период пандемии, а также большое спасибо социальному педагогу Ольги Анатольевны за то, что в режим самоизоляции всегда была на связи и консультировала меня по всем возникающим вопросам».
|
15
|
Кейсы
|
18.03.2022 года Отдел опеки и попечительства граждан по городу Братску Межрайонного управления
№ 7 направил информацию в ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Братска» о ненадлежащем исполнении своих родительских обязанностей гражданке Виктории Вячеславовны К. 18.03.2020 г. специалистами отделения помощи семьи и детям был совершен выезд в данную семью. В ходе проведения условий жизни несовершеннолетнего, матери было рекомендовано обратиться в ОГКУ «Центр занятости населения» для официального трудоустройства в срок до 01.04.2020 г.; рекомендовано обратиться в МФЦ «Мои документы» для оформления мер социальной поддержке в срок до 25.03.2020 г. 03.04.2020 г. специалистами отделения помощи семьи и детям было повторно совершено посещение семьи для проверки выполнения рекомендаций. В ходе посещения семьи было выявлено положительная динамика в семье, Виктория Вячеславовна выполнила все рекомендации специалистов.
15.07.2022 г. Отдел опеки и попечительства граждан по городу Братску Межрайонного управления
№ 7 направил информацию в ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Братска» о ненадлежащем исполнении своих родительских обязанностей гражданке Елены Викторовны И. 16.07.2020 г. специалистами отделения помощи семьи и детям был совершен выезд в данную семью. В ходе проведения условий жизни несовершеннолетнего, матери было рекомендовано обратиться ОГУЗ БО ПНД для прохождения лечения от алкогольной зависимости в срок до 24.07.2022 года; также рекомендовано сделать косметический ремонт в комнате несовершеннолетнего до 24.07.2022 г. 27.07.2020 г. специалистами отделения помощи семьи и детям было повторно совершено посещение семьи для проверки выполнения рекомендаций. В ходе посещения семьи было выявлено положительная динамика в семье, Елена Викторовна выполнила все рекомендации специалистов. Предоставила справку о прохождении лечения от алкогольной зависимости.
|
16
|
Независимая оценка*
|
-
|
17
|
Рекомендации для желающих реализовать данную практику;
|
1. Поддерживать связь с органами системы профилактики, для своевременного оказания консультативной помощи семье.
4. Привлекать к работе при необходимости сотрудников школ, социального педагога, педагога-психолога центра
|