Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Братска

665712, Иркутская область, г. Братск, ж.р. Падун, ул. Набережная, 1А

8 (3953) 37-10-61

8 (3953) 37-10-63

8 (3953) 37-10-60

8 (3953) 37-10-61

detdom.bratsk@rambler.ru

Счётчик обращений

Вконтакте   Одноклассники

 

1.

Наименование практики

«Служба экстренного реагирования»

2.

Контактные данные организаций, реализующих практику;

Название учреждения-

Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Братска»

Сайт учреждения-https://bratsk-cpd.ru/

Телефон учреждения-(3953) 37-10-61

Электронная почта учреждения-detdom.bratsk@rambler.ru

Контактное лицо-

зам. директора по реабилитационно-воспитательной работе Ткач Светлана Геннадьевна

3.

Соисполнители проекта*[1]

Название учреждения-

Отдел опеки и попечительства граждан по городу Братску Межрайонного управления

№ 7

Сайт учреждения-http://opekabratsk.my1.ru/

Телефон учреждения (3953) 41-60-68

Электронная почта учреждения-

bratsk-opeka@sobes.admirk.ru

Контактное лицо-

Заместитель начальника управления отдела опеки и попечительства граждан по г. Братску

Яковенко Елена Павловна

4.

ФИО и должности исполнителей, реализующих практику

Макрушина Ольга Александровна, специалист по социальной работе

Горегляд Ирина Олеговна, специалист по социальной работе

5.

Проблематика и актуальность практики

 

Главная функция семьи – произвести на

свет и вырастить детей. Причем, вырастить их здоровыми, всесторонне развитыми, счастливыми. Для этого совершенно необходимо, чтобы отношения в семье были

гармоничными, основывались на любви, взаимопомощи и взаимоуважении. Поскольку именно от семьи, главным образом, зависит,

какой сформируется личность ребенка, что

привнесет он в жизнь.

 Как правило, экономическая нестабильность общества, материальные и бытовые

проблемы, потеря работы, поиски дополнительных источников дохода, закредитованность, влияние асоциальных групп, социальная дезадаптация, информационная перегрузка и многое другое приводят к социальному напряжению в семье, к конфликтам.

С применением данной практики в семьях решаются следующие вопросы: экстренное реагирование на сигналы о жестоком обращении с ребенком (детьми), оставление ребенка в опасности, о ребенка, ставшем жертвой насилия; оказание экстренной психолого-педагогической и социальной помощи ребенку (детям), родителям (законным представителям)

Год начала реализации практики-2020 г.

6.

Ценностные ориентиры практики

Общеизвестен факт, что из всех категорий населения, которые подвергаются различным видам насилия и попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью, ведущее место занимают в основном женщины и несовершеннолетние дети.

В этой ситуации конечно же необходимо вмешаться специалистам: организовать выезд в семью, изучить обстановку и собрать необходимую информацию.

Деятельность специалиста службы экстренного реагирования относится к напряженным видам человеческой деятельности. Одной из важных её особенностей является подверженность специалиста стрессу как следствию необходимости адекватного и своевременного принятия решения, зачастую в условиях неопределенности поступившей информации и дефицита времени, что особенно характерно при развитии различного рода экстремальных, нестандартных ситуаций. Требуются эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях, повышенное чувство, (а не просто понимание), ответственности. Важны деловитость, способность самостоятельно работать иногда при ограниченных контактах с коллегами, аккуратность и добросовестность. При работе с техникой требуется дисциплинированность, предельная собранность, осторожность, решительность в сложных ситуациях, стремление к постоянному совершенствованию знаний, умений.

7.

Основные целевые группы, на которые направлена практика

Семьи, в которых выявлены обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетними детьми, ненадлежащие исполнение родителями (одним родителем) своих обязанностей в отношении несовершеннолетних. Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеющей несовершеннолетних детей с различными формами и степенью дезадаптации.

8.

Цель и задачи практики

 

 

Цель деятельности службы – осуществление отдельного полномочия органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства.

Основными задачами деятельности Службы являются:

1.осуществление переданного полномочия органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства на основании распоряжения Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 14 мая 2019 года № 53-166/19-мр «О передаче отдельных полномочий органа опеки и попечительства организациям, оказывающим социальные услуги»;

2.экстренное реагирование на сигналы о жестоком обращении с ребенком (детьми), оставлении ребенка в опасности, о ребенке, ставшем жертвой насилия;

3. оказание экстренной психолого-педагогической и социальной помощи ребенку (детям), родителям (законным представителям);

4. проведение обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи;

5. осуществление межведомственного взаимодействия с органами опеки и попечительства граждан по г. Братску, районными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Братска, органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

9.

Содержание практики

Служба экстренного реагирования предполагает возможность оперативного реагирования социальных педагогов, психологов, специалистов по социальной работе.

Выезды специалистов Службы осуществляется на основе телефонных, устных или письменных обращений юридических и физических лиц. Кроме оказания практической помощи семьям, специалисты Службы могут предоставлять информацию в компетентные органы и учреждения системы профилактики семейного неблагополучия для совместного осуществления социального и/или правового сопровождения семей.

10.

Описание   механизма реализации.

Семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, оказывается экстренная помощь на дому. Оператор Службы, приняв сигнал «SOS» (телефонные, устные, письменные обращения юр. и физ. лиц), передает информацию специалистам Службы, которые выясняют и анализируют создавшуюся ситуацию, проводят социальное консультирование по телефону, осуществляют выезд по месту проживания семьи для выявления и принятия экстренных мер по оказанию помощи семье и детям в соответствии с возложенными полномочиями (оказание срочных услуг, психологической, доврачебной, юридической, информационно-консультативной и иной помощи), обсуждают с семьей результативность принятых мер, помогают в планировании дальнейших действий, оказывают помощь в мобилизации ресурсов семьи и ее окружения для разрешения проблемы.

Служба в своей деятельности руководствуются:

- Конституцией Российской Федерации;

- Конвенцией ООН о правах ребенка;

- "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ;

-  Федеральным законом № 48-ФЗ от 24.04.2008 г. «Об опеки и попечительстве»;

- Федеральным законом № 120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Приказом Минпросвещения России от 10.01.2019 N 4 "О реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан";

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2015 г. N 101

"Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей";

- Распоряжением Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 14 мая 2019 года № 53-166/19-мр «О передаче отдельных полномочий органа опеки и попечительства организациям, оказывающим социальные услуги»;

- Иными нормативными документами Российской Федерации и законодательными актами Иркутской области в сфере социального обслуживания населения и семейной политике;

- Правилами внутреннего трудового распорядка;

- Уставом Учреждения;

- настоящим Положением «О службе экстренного реагирования»;

- приказами и распоряжениями директора Учреждения;

- должностными инструкциями.

11.

Организационная и управленческая модель

Данная практика в учреждении апробируется на основании Положения «О службе экстренного реагирования»

Служба формируется в соответствии с штатным расписанием, утвержденным приказом директора Учреждения.

Распорядок работы Службы устанавливается на основании правил внутреннего распорядка Учреждения.

Права и обязанности сотрудников определяются должностными инструкциями и локальными нормативными актами.

Поступившая информация регистрируется в журнале устных и письменных обращений граждан и организаций, содержащих сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, и ненадлежащем исполнении родительских обязанностей;

Не позднее трех рабочих дней, со дня поступления обращения, Служба организует выезд, проводит обследование условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи. Акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи оформляется в течение трех рабочих дней со дня проведения обследования, подписывается проводившим обследование специалистом и утверждается директором Учреждения.

Экземпляр акта обследования в течение одного рабочего дня, следующего за днем его утверждения, направляется в орган опеки и попечительства граждан по г. Братску, а также в заинтересованные органы и учреждения. Копия акта обследования, направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение трех рабочих дней со дня утверждения акта обследования при наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей (законных представителей) ребенка;

При выявлении по результатам обследования обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, Учреждение обязано в течение одного рабочего дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в орган опеки и попечительства граждан по г. Братску

 

12

Ресурсы, задействованные  в реализации практики (проекта);

Информационно-методические: Информация о работе Службы экстренного реагирования освещается на сайте Учреждения.

Материальные:

1. Многофункциональный принтер (копир, скан, принтер)

2. Ноутбук

Кадровые:

Локтева Екатерина Николаевна- заведующий отделением помощи семье и детям, высшее образование («Восточно-Сибирский государственный технологический университет»)

Макрушина Ольга Александровна-специалист по социальной работе, высшее образование («Братский государственный университет»), «Учебно-методический центр» («Организация, управление и администрирование в социальной работе»)

Горегляд Ирина Олеговна- специалист по социальной работе, среднее профессиональное образование (ГБПОУ «Братский педагогический колледж»), «Учебно-методический центр» («Организация, управление и администрирование в социальной работе») 

 

Социальные партнеры:

Отдел опеки и попечительства граждан по городу Братску Межрайонного управления

№ 7

13

Показатели результативности практики 

Данная практика апробируется в Учреждении с 01.04.2020 г.

В 2022г. осуществлено 326 выездов в рамках экстренного реагирования, составлено акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи 374, из которых 77- несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей. Специалисты при каждом посещении семей, в которых имеются сообщения о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей, дают рекомендации, в актах прописывают сроки выполнения данных рекомендаций, акты рассылаются в субъекты профилактики, комиссии по делам несовершеннолетних для осуществления взаимодействия. При необходимости в случаях получения информации о фактах жестокого обращения в семью выезжает педагог-психолог.

Оказывается содействие в ремонтных работах, в предоставлении защитных средств, б/у вещей и т.д. (Приложение- фото1-4)

 

14

Оценка благополучателей* [2]

10.09.2021 г. от гр. Екатерина Владимировна Г. – «Хочу выразить большую благодарность специалистам отделения помощи семьи и детям за предоставление помощи моему сыну в приготовлении к школе. А также, за помощь мне в постановке на очередь в Центр занятости для официального трудоустройства. Спасибо всем специалистам отделения».

08.09.2022 г. от Ольга Васильевна Г.- «Благодарю отделение помощи семьи и детям за предоставление медицинских масок мне и моей семьи в период пандемии, а также большое спасибо социальному педагогу Ольги Анатольевны за то, что в режим самоизоляции всегда была на связи и консультировала меня по всем возникающим вопросам».

15

Кейсы

18.03.2022 года Отдел опеки и попечительства граждан по городу Братску Межрайонного управления

№ 7 направил информацию в ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Братска» о ненадлежащем исполнении своих родительских обязанностей гражданке Виктории Вячеславовны К. 18.03.2020 г. специалистами отделения помощи семьи и детям был совершен выезд в данную семью. В ходе проведения условий жизни несовершеннолетнего, матери было рекомендовано обратиться в ОГКУ «Центр занятости населения» для официального трудоустройства в срок до 01.04.2020 г.; рекомендовано обратиться в МФЦ «Мои документы» для оформления мер социальной поддержке в срок до 25.03.2020 г. 03.04.2020 г. специалистами отделения помощи семьи и детям было повторно совершено посещение семьи для проверки выполнения рекомендаций.  В ходе посещения семьи было выявлено положительная динамика в семье, Виктория Вячеславовна выполнила все рекомендации специалистов.

15.07.2022 г. Отдел опеки и попечительства граждан по городу Братску Межрайонного управления

№ 7 направил информацию в ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Братска» о ненадлежащем исполнении своих родительских обязанностей гражданке Елены Викторовны И. 16.07.2020 г. специалистами отделения помощи семьи и детям был совершен выезд в данную семью. В ходе проведения условий жизни несовершеннолетнего, матери было рекомендовано обратиться ОГУЗ БО ПНД для прохождения лечения от алкогольной зависимости в срок до 24.07.2022 года; также рекомендовано сделать косметический ремонт в комнате несовершеннолетнего до 24.07.2022 г. 27.07.2020 г. специалистами отделения помощи семьи и детям было повторно совершено посещение семьи для проверки выполнения рекомендаций.  В ходе посещения семьи было выявлено положительная динамика в семье, Елена Викторовна выполнила все рекомендации специалистов. Предоставила справку о прохождении лечения от алкогольной зависимости.

16

Независимая оценка*

-

17

Рекомендации для желающих реализовать данную практику;

1. Поддерживать связь с органами системы профилактики, для своевременного оказания консультативной помощи семье.

4. Привлекать к работе при необходимости сотрудников школ, социального педагога, педагога-психолога центра

 

[1] Данный показатель применяется при наличии соисполнителей, работающих вместе с вами над реализацией практики

[2] Данный показатель описания применяется при реализации практики более одного года